среда, 22 февраля 2017 г.

Автопробег по Армении. Нораванк, Ехегнадзор.

Хорошенько выспавшись на свежем дилижанском воздухе и попив кофейку, мы выехали из утреннего и весьма солнечного Дилижана, и направились в сторону Ехегнадзора и Нораванка. Навигатор показывал, что кратчайший путь пролегает вдоль озера Севан и дальше через горы. Расчётное время в пути 3 часа, расстояние ~ 175 км.
Спустившись с гор и проехав пару тоннелей, мы снова выехали на живописный берег Севана. Погода радовала и виды на озеро, и окружавшие горы, тоже. Где-то через час пути, когда озеро уже почти закончилось, мы остановились чтобы слегка перекусить и отдохнуть. Пикник с видом на Севан получился совершенно замечательным. Уталив голод армянским хлебушком с сыром, оливками и вяленым мясом, мы направились дальше. Нам предстояло пересечь горный перевал.
Поначалу всё было хорошо, пока навигатор, показывая самый короткий путь, не завел нас в деревню Мадина, через которую нужно было проехать, чтобы попасть на трассу М10 и вот тут-то началось! Оказалось, что на нашей маленькой машине проехать через эту деревню почти нереально, тем более, что нужно было еще и пересечь в брод небольшую речушку. В общем, пришлось снова вернуться на трассу и ехать до села Мартуни, и уже там сворачивать в сторону Ехегнадзора. На эти маневры мы угрохали более получаса. Так что, народ, ещё раз призываю не доверять навигаторам и просматривать предварительно маршрут с помощью спутниковых фотографий, чтобы, хоть как-то себе представлять, что вас там ожидает. Ну да ладно, поехали дальше.

После Мартуни, дорога стала резко уходить в гору и пейзаж стал заметно меняться. Постепенно горы становились всё выше, а растительности вокруг всё меньше. Кое-где, даже лежал снег. Зато, как красиво!

Поднялись мы довольно высоко, потому что стало довольно прохладно и машина стала тянуть заметно хуже, сказывалось лёгкое кислородное голодание. Потом пошёл довольно долгий и затяжной спуск по серпантину. Горы и климат с этой стороны перевала тоже изменились.
Наконец, мы подъехали к Ехегнадзору,
но пока нам туда не надо, т.к. сначала надо заехать посмотреть Нораванк и близлежащие пещеры.

От Ехегнадзора до монастыря Нораванк ехать оказалось не очень-то и долго. Дорога пролегает по живописной долине, окаймленной с обеих сторон горами, где река Агра несет свои чистые и быстрые воды.
Возле пещеры Арени мы повернули и по узкой извилистой дорожке поехали к монастырю. С одной стороны дороги периодически попадались пещеры, с другой журчала маленькая и прохладная речушка Гнишик.
Ну вот, на горе показался и сам монастырь.
 Вход в монастырь (бесплатный).
 На территории комплекса мы обнаружили 2 церкви, хотя, пишут, что их там три.
Небольшая историческая справка
Монастырь Нораванк был основан в 1205г. епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII—начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор, и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII—XVIII веках.
Нораванкские храмы после некоторых разрушений подверглись реставрации. Наиболее сильно разрушенной и вновь восстановленной, является самая красивая церковь в монастырском комплексе - церковь Святой Богородицы
И опять небольшая историко-культурная справки от Вики:
Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известная под названием Буртелашен – «построенная Буртелом» (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна), расположена под углом к церкви Св. Карапета и её притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырехскатная крыша, но в 1997 году были отреставрированы барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На первом этаже были устроены искусно выполненные усыпальницы Буртела и его семьи. Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус – к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом – изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла.

Естественно, есть на территории комплекса и свои хачкары

Церковь Святого Карапета
Вторая церковь монастырского комплекса – Святого Карапета – крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах. Церковь была построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением.
Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы.

Туристов в этот день было совсем немного, а из тех кто был, многие поднимались по очень узкой лесенке на второй этаж церкви Богородицы. Но весь прикол был не в подъёме, а в спуске, потому что по таким узким ступенькам спускаться очень неудобно и даже опасно! Правда, говорят, что ещё никто не грохнулся и ничего серьёзного себе не сломал. Разумеется, я тоже не смог удержаться и полез, тем более, что было интересно посмотреть на всё сверху.
А вот спускаться оказалось, действительно стрёмно! Но, слава Всевышнему и на этот раз всё обошлось благополучно.
Прощальный взгляд на Нораванк и окружающую долину. Пора ехать в Ехегнадзор и искать место для ночёвки.

Ехегнадзор

По пути в город, на Букинге я забронировал нам комнату за $25 в гестхаусе Shushan B&B. Когда приехали в Ехегнадзор, я позвонил хозяйке (благо была симка с местным билайном) и через 15 минут за нами приехал на машине её муж Гагик и любезно "конвоировал" нас до дома :)) Загнав машину и разгрузившись, мы, пока совсем не стемнело, отправились в город, на предмет купить покушать и выпить, разумеется, гранатового вина.
Ехегнадзор оказался небольшим и довольно приятным городком. Весь центр мы обошли минут за 40-50 неспешным шагом.
Пока мы гуляли, а потом принимали душ и отдыхали после дороги, Шушан, хозяйка гестхауса, приготовила ужин и мы, со всей её семьёй, сели за большой армянский стол, чтобы отметить наш приезд, ну и знакомство :)) Ну и понеслось...
Не совсем красиво цитировать себя же, но тем не менее, лучше, я, наверное, уже и не скажу.
Из моего отзыва на Букинге:
Я, конечно слышал об армянском гостеприимстве, но то, что нам пришлось испытать в гостях у Шушан и Гагика, переходит все допустимые границы!
Изначально предполагалось остановиться в Shushan B&B на 1 ночь, а в результате зависли на 2,5 дня! Было всё: и шашлыки, и кебабы собственного приготовления, и вино, и изготовленная Гагиком виноградная водочка, и задушевные разговоры до 4-х утра...
В общем, люди, будьте бдительны и осторожны, т.к. можете приехать на день, а остаться на неделю :)))
PS. Еще раз, БОЛЬШОЕ СПАСИБО Гагику, Шушан, а так же их Сыновьям Армэну и Артуру за тёплый, если ни горячий, приём в их гостеприимном доме! Спасибо, ребята, от души!